Iver N.
Чслапд чушвпчке оржыпршщо.
Booknik.ru, 24 февраля, 2011
из рецензии на сериал «Иеремия»

...Пророком, который понимает все и глаголет божественную истину, однако не способен ничего изменить, выступает совсем другой человек, пришибленный шибздик, и его никто не принимает всерьез.

Шибздика зовут Мистер Смит, где «Мистер» — имя собственное (играет его Шон Эстин — представьте себе Сэма Гэмджи, говорящего от имени Господа, и мир изменится навсегда в очередной раз). Функция Мистера Смита — наблюдатель: он фотографирует тех, с кем строит и воюет плечом к плечу, смотрит, слушает, запоминает, а потом рассказывает таким же, как он, странствующим наблюдателям, — чтобы новый мир не потерял своих новых легенд и новых героев. Воздействие Мистера Смита на окружающую среду ограничивается всего несколькими словами: «Бог сказал, что…»

Никто не хочет быть пророком — это тяжелая общественная нагрузка с высоким фактором риска, сопряженная с чудовищным стрессом. Мистер Смит не просился Богу в собеседники — Мистер Смит был юн, в отчаянии и вообще-то просто хотел утопиться. В Бога он не верил — «но Бог, кажется, этого не заметил». Если Богу охота поговорить, он выбирает себе собеседника сам, выуживает его из озера, и у неудачливого утопленника выбора больше нет.

И тут слышу голос: «Еще не пора. Еще не пора. У нас работа не закончена». Я разозлился, говорю: «Да иди ты», — я ведь понял, кто это. Я же помру вот-вот — ясно, чей это голос. «Иди ты, — говорю. — Ты от нас сбежал. В мире только боль и страдания, а ты сбежал, и посмотри теперь на нас. Посмотри, во что мы превратились, — это все ты допустил». А голос говорит: «Я понимаю. Я все понимаю. Меня долго не было, но я вернулся. Все услышат глас мой, и ты будешь гласом моим».

«А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя». Так сказал Господь Иеремии — настоящему пророку Иеремии, — и тот послушно отправился к народу вещать о том, как этот народ опустился и как ему пора взяться за ум (народ, разумеется, не внял, и дело кончилось разрушением Первого Храма и Вавилонским пленением). Ко временам Мистера Смита Господь пересмотрел свои методы и пришел к выводу, что воздействовать на умы надо тоньше. Он готов доказывать неверующим, что он истинный Бог (в том числе чудесами на заказ в условленном месте — и не его вина, что зрители не пришли). Он порой объясняет свои намерения, без устали твердит одно и то же, на удивление терпелив, молча выслушивает диатрибы разочарованных и карами не злоупотребляет. В мире, где за несколько дней осиротели все дети, Господь Бог мучается угрызениями совести и готов идти на мировую. И не потому, что считает необходимым подставить другую щеку, — это не Бог христианского образца, это по-прежнему ветхозаветный Бог, но, видимо, за многие века он научился обуздывать свою манию контроля и любовь к абстракциям, и теперь не гнушается мелкими тактическими задачами: «А теперь что твой “Бог” говорит?» «Он говорит: “Пригнись”».

Бог говорит: «Пригнись, уходи, не беги, слушай, не прячься — не спрячешься». Бог говорит: «Теория фракталов». Бог говорит: «Люди, до вас что, дошло только сейчас?» Пророка зовут Мистер Смит, и он говорит, что Бог передает вам привет.

© Настик Грызунова

@темы: Из-уст-в-уста