13:02 

Остапа понесло: референсы

Iver N.
Чслапд чушвпчке оржыпршщо.
Недавно у Heavy Rain было обсуждение вопроса «как использовать рефы в рисовании». Набежавшие комментаторы раззадорили меня путаницей в терминах и задора хватило на связную заметку по данному вопросу.

В контексте рисования слово «reference» стоит переводить (и понимать) как «эталон, справка, ссылка, рекомендация». По сути референсы можно разделить на две большие категории — окружающий мир (он же натура) и картинки (любые фотографии, чужие художественные работы, схемы по анатомии и даже видео). Принципиальная разница в том, как эти категории воспринимает глаз и мозг.

Бинокулярное зрение дает ощущение объема и перспективы. При рисовании с натуры мозг анализирует огромное количество факторов, например:
● форму объекта, его расположение в пространстве (близко, далеко) и соответствующие искажения в размере;
● расположение относительно уровня глаз (высоко, низко) и соответствующие искажения формы;
● источник света — это влияет на восприятие и формы, и цвета (теплый, холодный, общая гамма).

И это человек просто смотрит на натуру! В первых двух пунктах начинает работать навык глазомер и работает на протяжении всего остального процесса. Когда человек начинает рисовать (воспроизводить проанализированную структуру), то задача осложняется:
● он делает это руками, а это навыки моторика и привычка к материалу;
● он делает это по памяти (смотрит на натуру — запоминает деталь — воспроизводит);
● он переносит объем на плоскость, а это разные системы перспективы и тоже прокачивает глазомер.

Одна из особенностей бинокулярного зрения — глаз воспринимает перспективу с определенным искажением, которое можно воспроизвести на бумаге (например вот и @paulheaston посмотрите), но оно отличается от искажения, которое дает фотоаппарат или камера (про передачу света и цвета я промолчу). И это важный факт категории референсов картинки.

Когда пользуются второй категорией, то мозг видит плоскую картинку, оценивает её пропорции, а рука воспроизводит эти пропорции на плоскости листа, то есть тренируется рука (моторика + привычка к материалу) и глазомер. И все. В лучшем случае — это техническая аналитическая работа. Это можно использовать как часть обучения: копирование хорошей живописи помогает развивать чувство цвета (потому что мозг будет анализировать именно цвет), копирование Великих Мастеров ™ даже на уровне наброска поможет развить чувство композиции — это все прокачка насмотренности, нарабатывание пассивной базы. Но это не заменяет рисования с натуры. Так же как заучивание иностранных текстов не заменяет разговорной практики.

Фотографии сильно экономят время — сейчас чтобы нарисовать самолет, ты же не попрешься на взлетную полосу ближайшего аэропорта?, а ведь для личного развития художника это самый крутой вариант. Но во время работы на заказ скорость на первом месте, поэтому удобней, например, скачать фотографии костюмов из музея, чем ехать в этот музей (и хорошо, если он в твоей стране).

натурщики — это другое, это serious business уже — только потому, что это затратнее (время и деньги), чем рисовать по фоткам. Мы начинали ездить на наброски в 7 классе, уровень тогда бы далек от serious business. Хотя надо было больше пленеров и интерьерных зарисовок делать. А то в итоге сиськи нарисовать может каждый, а интерьер построить и фигуру туда вписать сложно и мы получаем кучу картинок с сиськами, висящими в воздухе. Натура всегда богаче информационно, чем фотки. Сейчас есть независимые студии с набросками, куда можно просто прийти за не очень большую плату и по желанию еще консультацию препода получить. Так что рекомендую в любом случае.

@темы: Рисовальное, Разговорность, Инфопоток, Арт-склад

URL
Комментарии
2017-01-12 в 20:14 

ivor seghers
заморский провинциал
Спасибо! Очень полезный пост. Объяснение аргументированное, так и хочется дать ссылку тем, кто не понимает, какая разница - рисовать с фото или с натуры.

2017-01-13 в 01:31 

Iver N.
Чслапд чушвпчке оржыпршщо.
ivor seghers, рада, что помогло. Хотите дать ссылку — пожалуйста, я только рада, знания в массы же. Если есть какие-то вопросы по рисовальным темам — спрашивайте, с удовольствием отвечу.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Хроники.

главная